«Хоровод единства не поможет,
важно разъяснять суть праздника на местах»

Исторически День народного единства символизирует события, когда представители разных сословий и вероисповеданий русского государства сплотились и одержали победу над интервентами. Победившие интервентов чётко ассоциировали себя с территорией, на которой проживали[1]. Поэтому им было, что защищать, и было, зачем давать отпор оккупантам и тем, кто продался иноземным захватчикам за деньги, власть или просто из страха.

Эти события происходили в начале 17-го века во времена Смуты (1598 – 1613 гг.). Династия Рюриковичей закончилась с кончиной Ивана Грозного и его сыновей. Амбиции бояр, неумелое управление государством, в том числе игнорирование работы местных земств, привели к гражданской войне, когда власть пытались захватить третьи силы. Третьи силы были представлены знатными родами российских бояр и Речью Посполитой. Они активно использовали череду Лжедмитриев, привлекавших на свою сторону войска, наёмников и народную молву. Беспредел польско-литовских войск, разграбление городов (даже тех, что добровольно признали власть Лжедмитрия II), взимание непосильных налогов с земли и торговли, «выжимание» интервентами всех ресурсов с территории – всё это привело к концу 1608 года к формированию освободительного движения. Представители разных сословий прочувствовали «на своей шкуре» и поняли, что необходимо поскорее избавляться от власти иностранцев. Многие города, самостоятельно собрав ополчение, давали отпор польским войскам.

В этот же период между Швецией и Польшей шла война. В 1609 году Правительства Василия Шуйского и Швеции заключили союзный договор против Речи Посполитой[2]. Впрочем, народ встретил союзников весьма недружелюбно, шведы были давними недругами России, поэтому русские им не особо доверяли. В 1609 году король Польши Сигизмунд III воспользовался российско-шведским договором и объявил открытую войну России.

Договор со шведами помог освободить северо-запад от польских захватчиков, российское войско двинулось дальше к Москве. Однако смерть талантливого полководца Скопина-Шуйского, череда предательств привели к тому, что победоносный марш был закончен. Заигрывания Шуйского с боярами и со шведами к добру не привели. Шуйскому не хватило субъектности, он не сумел сопрячь интересы разных сторон в государстве и не смог проводить государственную линию. Власть в Москве захватила Семибоярщина, Василий Шуйский был свергнут. Бояре впустили поляков в город и признали своим правителем принца польского Владислава.

Союз между Швецией и Россией распался, шведы из союзников быстро переобулись в захватчиков и уже в 1610 г. сразу после падения Шуйского пошли войной на истерзанную смутами Россию.

В ответ на предательские действия бояр в стране формируется национально-освободительное движение, целью которого является спасти Россию от местных предателей и иностранных интервентов, всего было созвано два народных ополчения.

Первое народное ополчение в 1611 году потерпело неудачу. Оно достигло Москвы и окружило польский гарнизон в Кремле и Китай-городе, но не смогло довести дело до конца из-за внутреннего раскола и недоговорённостей.

Второе народное ополчение (известное как земское ополчение) было собрано в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде. Руководителями ополчения выступили земский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Кузьма Минин был инициатором собрания ополчения и воззвал к народу, сам он был из купцов. К этому времени большинство бояр себя дискредитировали, верных России среди знати оставались единицы. От дворянства решили призвать князя Пожарского. Таким образом инициатива созыва и организация ополчения шла от земского старосты Минина, а гарантом выступил князь Пожарский[3].

Второму народному ополчению в 1612 году удалось разбить польскую армию и полностью освободить столицу от оккупации интервентами. Удалось сплотиться разным представителям народа России духовенству, здравомыслящим князьям, купцам, крестьянству и дать отпор иностранцам. Организаторы сумели заново сорганизовать систему управления и обеспечения на территории, сформировать профессиональное войско.

Смутное время привело к огромным территориальным потерям для России, глубокому хозяйственному упадку. Во многих уездах исторического центра государства и не только размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза. Вывод прост: доводить до такого нельзя.

События смутного времени напоминают революцию, которая произошла триста лет спустя. По сути происходило тоже самое иностранные интервенты вложились в то, чтобы подорвать власть и захватить территорию. Оба раза наша страна была на грани исчезновения. И тогда представители народа, представленные и рабочими, и крестьянами, и интеллигенцией – дворянами, и военными, смогли всё-таки отстоять свою страну и спасти её от исчезновения.

Недаром в 2018 году Россия отмечает столетие интервенции. Именно в 1918 году Англия, Франция, Япония, США, уже посчитав что России больше нет (ведь нет российской империи, царя), стали делить её территорию между собой, вывозить природные и иные богатства. Британское географическое общество уже не обозначало Россию на карте, обозначив эти земли как hardland, и считая своим долгом их освоить. И как в начале 17-го века боярам не помогло их богатство в установлении порядка и власти, так и в начале 20-го века даже вагоны с золотом не помогли буржуазии стать настоящей властью в России[4]. Установили власть в стране Советы, те, кто был искренне заинтересован в будущем и кому было нечего терять, кроме надежды на это будущее. Алексей Толстой очень хорошо описал в своём романе «Хождение по мукам» как царский офицер, военспец в конце концов осознанно встаёт на сторону народа – рабочих и крестьян, увидев, что они воюют за родную землю и готовы строить будущее своей страны.

Такие исторические примеры существуют и во многих других странах[5]. Мы не будем сейчас на них подробно останавливаться. Суть неизменно состоит в том, что никто не заинтересован в надёжном и уверенном будущем своей страны так, как народ этой страны. Государство и правитель выступают гарантом уверенности и безопасности народов, проживающих на территории. Конституция является своеобразной страховкой, которая описывает правила жизнедеятельности, риски и обязанности сторон. Государственные институты призваны следить за соблюдением этих гарантий. Если государственные институты не справляются со своими задачами и новыми вызовыми и угрозами времени, именно народ (те, кто ассоциирует себя с этой территорией и считает себя народом) через общественные институты и образования должен помочь им выполнить свои обязанности. Любая страна постоянно проходит испытание на субъектность и способность сохранить суверенитет. И сегодня Россия, как и во все времена, ощущает на себе воздействие третьих сторон. В. В. Путин, государственные деятели не раз заявляли, что страна находится в состоянии «открытого идейно-культурного противостояния».

Однако многие не представляют, что новые технологии киберсреды позволяют сегодня осуществлять воздействие на всё население. Сегодня специалисты различных стран используют киберсреду для ведения полномасштабной войны. Целью такой войны является не физическое уничтожение противника как такового, а постепенное завоевание умов людей, социальных групп и народов, изменение их взглядов, алгоритмов поведения и восприятия окружающего мира. В результате чего люди начинают искренне работать на интересы противника, а не на защиту будущего своих детей.

Всё чаще среди населения и власти звучит вопрос: Какой будет Россия после Путина? Мы ответим просто: Главное, чтобы Россия была, тогда у нас будет будущее и возможность выстроить его приемлемо. И если кому-то уже сегодня кажется, что хуже быть не может – может, можем абсолютно вас уверить, опираясь на неоднократные исторические свидетельства. Любая революция и смута сегодня – будет не в пользу населения и народа. Она будет умело использована третьими силами, чтобы укрепить свой капитал и бесконечно выжимать ресурсы с территории. Проверять не стоит – цена таких проверок будет слишком высока.

Что делать? Самому народу, представителям разных профессий нужно соорганизоваться по примеру Кузьмы Минина и не кивать на кого-то, а делать всё, чтобы не допустить бОльшего падения. Помочь в этом населению могут представители власти, корпораций, тех, кто связан с территорией и технологическими объектами. В конце концов, государство – это люди, и если что-то не нравится нужно образовывать этих самых людей[6] и воспитывать новые поколения управленцев. В первую очередь, сегодня нужно сохранить то, что у нас уже есть и двигаться дальше. Даже это требует от каждого жителя России усилий, нужно обучаться и образовываться, выстраивать уже сейчас силы Гражданской обороны. Нужно осваивать механизмы взаимодействия с властью на местах и механизмы, как стать этой самой властью в муниципалитете своего города. Как запретить показ деструктивных фильмов и запретить проведение концертов, которые могут нанести моральный вред молодежи, в своём городе, в своём посёлке[7]. Как найти общий язык взрослым со своими детьми, а молодёжи со взрослыми. Да, может быть вы скажете, что мы требуем от вас, делать больше, чем вы уже делаете. Мы согласны, что мы требуем этого; время, обстановка – всё требует этого. Но это единственный вариант в современном мире помочь себе, своей стране и детям, в обратном случае завтра мы можем проснуться в чужой стране и батрачить ещё больше, но только уже на интервента.


[1]В пояснительной записке к проекту закона 205 года отмечалось: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.»
[2]По Выборгскому трактату Швеция помогает отбить российские города, взамен получает Корельский уезд.
[3]Воззвание Минина к народу. «Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, детей и жён закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником.»
[4]Имеется в виду пример с Адмиралом Колчаком.
[5]Англия: война Алой и Белой Розы.
[6]Сажать за парты в буквальном смысле.
[7]В сентябре 2018 года общественная группа родителей из Нижнего Новгорода добилась отмены концертов пяти исполнителей, обосновав, что их песни опасны для детей https://amp-nnov-kp-ru.cdn.ampproject.org/c/s/amp.nnov.kp.ru/daily/26897.5/3945440/