За последние 25 лет в России “случилось” несколько системных кризисов. Первый связан с развалом СССР, так называемая «трансформация» централизованной плановой советской системы в «свободную» рыночную экономику РФ в 1993 году. Второй связан с разрешением на спекулятивные банковские махинации в 1998 году. Третий был следствием глобального кризиса нехватки власти, по сути, подтвердил отсутствие системности как таковой и нагрянул в 2008 году. Последний кризис мы засвидетельствовали в 2014. Ему пока не дали название, но он может стать первым комом в лавине последующих кризисов, что повлечет за собой один перманентный глобальный кризис, распространяющийся как всеразрушающее цунами — стихийное бедствие планетарного масштаба. Если разобраться с причинами происходящего, то можно вычленить одну главную проблему – порочный алгоритм безграмотного управления. Природа всех кризисов заложена в нехватки власти, которая проявляется как на больших, так и на малых уровнях социальной организации.

С точки зрения теории организации подавляющее большинство существующих компаний, а также правительства целых стран находятся на стадии семейно-клановых взаимоотношений. Такая организация работы эффективна при наличии небольшой группы до 15 человек. При таких отношениях власть полностью замыкается на одном лидере, отсутствует чёткая формализация отношений, распределение зон ответственности.  Лидер может работать на 150%, при этом другие члены организации позволяют себе не работать совсем, либо работать в «полголовы» (2-3%), так как в голове доминирует алгоритм «старший отвечает за всё», родитель всегда простит, придёт и решит, накажет, подскажет и т.д. — логика поведения раба «вот приедет барин – барин нас рассудит». Средневзвешенный показатель эффективности всей организации в таком случае чрезвычайно мал, однако, наоборот,  повышение эффективности каждого элемента хотя бы на 2-3% приведёт к значительному улучшению рабочего выхлопа. В организациях подобного типа отсутствует надобность работы по подготовке кадров, так как существует феномен «незаменимости» сотрудников, которые стараются организовать работу на своём участке так, чтобы никто кроме них не мог с ней разобраться. Семейный тип организации губителен для больших компаний, а тем более для целой страны. Существует множество исторических примеров того, к чему приводит доминирование подобной порочной алгоритмики. Например, в Риме при Октавиане Августе пришел конец республики и был введен режим, при котором гражданская и военная власть полностью сосредоточилась в руках императора и близких к нему людей, его личной канцелярии, штат которой непрерывно рос, а сфера деятельности расширялась. В итоге это привело Римскую империю к краху. В современной России сегодня встроена та же модель управления государством, при сохранении которой предопределенно произойдет коллапс. Так, в  России последних лет семейные отношения сложились как в клане «Ельцинских», так и при нынешней власти, так называемых «Путинских». При таких отношениях есть обмен информации, но отсутствует чётко выстроенная логистика, происходит потеря управления. Для развития системы необходим переход от «семейности» к рационализации (формализации) – по сути своеобразного определения труда, когда у каждого из элементов (игроков) есть своя функция и собственная зона ответственности за систему в целом. В данном случае от управленца требуется принятие выверенных решений, степень жесткости которых будет зависеть от глубины кризиса и дефицита времени на реформирование.

Для перехода на новый уровень необходимо применение инструментария  эффективного управления любой деятельностью на системной основе, описанного американским консультантом по ведению глобальных проектов Э. Демингом. Он включает в себя 4 этапа [1].

Цели — это ответ на вопрос «Что ты хочешь? Зачем?». Здесь необходима вариативность целей, упорядоченных в вектор целей, который придаёт гибкость системе. Принятие за основу одной единственной цели ведёт к обрушению проекта (процесса) изначально. Происходит это из-за невозможности маневрировать — делать выбор в пользу той или иной цели из набора, комплекса целей и задач.

Методы — это ответ на вопрос «Как?». Этот блок позволяет ввести в проект необходимые фундаментальные привязки, ввести метрологию, создать технологическую карту его реализации. Если нет количественно-качественных показателей, то невозможно соблюсти этапность проекта. Метрология позволяет соблюсти этапность, расписать, какое количество времени уйдёт на реализацию каждого этапа.

Например, когда мы решили построить дом, нам необходимо описать, каким он будет, параметры этого дома, конкретно как мы будем его строить и в какой срок мы будем это делать, объем работ.

Или, Если мы решили произвести 5 тонн хлеба, то для этого нам необходимо определить сколько  надо для этого тонн зерна, сколько га земли нужно для его выращивания, сколько единиц техники будет задействовано, сколько людей  и в какие сроки выполнят ряд задач для реализации проекта.

Действия – это формализация ответственности для реализации проектов. В коллективе вводится персональная ответственность за действия, предполагается осознание каждым элементом происходящих процессов и введение хронологического учёта количественных и качественных показателей выполненной работы.

Результаты – это системный анализ управленческого комплекса. На данном этапе происходит сверка технологической карты общего процесса с промежуточными результатами действий каждого отдела. По результатам анализа принимается решение необходимости «подруливания» или продолжения работы в том же режиме.

Освоение инструментария «цели-методики-действие-результат» и применение его на практике приведёт к переходу от уровня семейно-кланового на уровень рационализации. При этом успех организации зависит от всей команды, когда у каждого члена коллектива есть своя маленькая задача, цель, которую он выполняет ответственно и в срок, то воплощение общего вектора целей происходит эффективнее, каждый чувствует себя участником большого дела. Общий резонанс позволяет усилить возможности каждого сотрудника организации и перейти на новый этап развития всей организации. Вспоминаются слова известного философа Френсиса Бекона «знание  — сила», поскольку в этом смысле знание и понимание существа процессов поможет изменить ход событий.

Информационно-аналитический отдел Центра СИ